Опыт работы Школьной медиатеки Московской школы-гимназии экономико-математического профиля №1512

ШКОЛЬНАЯ МЕДИАТЕКА

Московская школа-гимназия экономико-математического профиля №1512. Здесь создана и по-настоящему работает медиатека в классическом понимании этого слова. "Ну конечно, Москва! Да еще и гимназия! Куда уж нам с нашими возможностями! ", - так и слышим мы раздраженные голоса. Не торопитесь. Как вы скоро убедитесь, перед московской гимназией проблем стоит не намного меньше, чем перед средней школой в Туле или Ханты Мансийске.
Медиатека существует четвертый год, Создатели ее (администрация гимназии и группа "Школьная медиатека" ИОСО РАО) исходили из того, что понятие "медиа" охватывает информацию на любых носителях. Здесь она представлена в четырех видах: бумажном (традиционная библиотека органично вошла в медиатеку как ее часть), магнитном (аудио- и видеокассеты), цифровом (компьютеры и программное обеспечение) и телекоммуникативном (компьютерные сети).
Медиатека задумана так, чтобы работать на учебный процесс - как в урочное, так и во внеурочное время.

ЛЮДИ

В любом деле главное - люди. В медиатеке работают семь человек: два библиотекаря, один работник телестудии, два сотрудника, занимающиеся с детьми во внеурочное время, и два человека, обслуживающие технику. Руководит медиатекой Вадим Эмильевич Меламуд, на энтузиазме которого, как это обычно бывает, она и держится. (Вообще, без энтузиазма тут долго не продержаться: зарплата нищенская. Здесь работают фанатики, которым их дело интересно само по себе. А деньги - это где-то еще...) Скажем и о директоре гимназии Борисе Ханоновиче Штульберге. Медиатека - его детище, которое он пробил и продолжает пробивать всеми правдами и неправдами.

ПОМЕЩЕНИЕ

Под медиатеку (библиотека+видеокомпьютерный комплекс) выгорожена часть рекреации на третьем этаже, но так умело, что догадаться об этом не просто. Помещения светлые, вдоль окон (что, кстати, не совсем правильно, но пусть бросит камень тот, кто...) вытянулись столы с компьютерами. Мебель подобрана с учетом эргономических требований. Мягкие кресла, несколько стеллажей с книгами, цветы на журнальном столике. Обстановка по-рабочему строгая, но приятная. Одним словом, есть возможность оторваться от экрана монитора, чтобы обсудить работу почитать нужную литературу или просто поболтать.
Под телестудию выгорожено отдельное небольшое помещение.

ТЕХНИКА

Это, во-первых, магнитофоны и видеомагнитофоны, стоящие в кабинетах и в самой медиатеке.
Во-вторых, оборудование для школьной телестудии. Программы - как собственные передачи, так и видеофильмы - транслируются в каждый класс.
В-третьих, 12 компьютеров медиатеки, объединенных в локальную сеть: 10 стареньких 286-х, и два мультимедийных 486-х. Один компьютер выделен под сервер для работы в Интернете. У всех машин есть защитные экраны, рядом стоит мощный кондиционер.

ЗАНЯТИЯ

Аудио-курсы преподаватели английского языка применяют начиная с первого класса. Есть также программы по немецкому и французскому языкам.
На смену лентам Центрнаучфильма, которые крутились на громоздких проекторах "Украина", пришли учебные видеофильмы. Теперь не надо затемнять окна, заправлять ленту, да и само оборудование занимает куда меньше места. Видеофонд медиатеки составляет около 130 единиц. В начале учебного года он обновляется: делаются заказы, что-то записывается прямо с телевизора. Системой проката школа пользуется редко, предпочитая иметь все под рукой. В результате каждый преподаватель знает, какие видеофильмы есть в школе и может заранее планировать работу с ними. В основном это научно-популярные ленты, но есть и художественные фильмы: они используются на уроках литературы. Отобрать нужный для занятий фрагмент преподаватель может и прямо в медиатеке, и у себя дома.
Есть и множество компьютерных программ, которые активно включены в учебный процесс: лабораторные работы по физике и химии, обучающие программы по иностранным языкам, обучающие и тестирующие программы по математике и информатике, биологии, географии, истории, литературе, русскому языку. А таюке по мировой художественной культуре, музыке, зоопаркам мира... К сожалению, большинство их - на английском и немецком. Зато можно совершенствоваться в иностранных языках.
Отбор программ, совпадающих с реальным учебным курсом, с запросами конкретного преподавателя - большая проблема. Гимназия приглашает разработчиков для презентации своих продуктов, и учителя сами решают, что им нужно, а что нет. Если педагог сказал "да", программа будет куплена. Если же недоучтены возрастные особенности учащихся или преподаватель не видит, чем программа может ему помочь, то увы...
Во время занятий в медиатеке классы делятся надвое. Сотрудники медиатеки занимаются с одной группой по заранее обговоренной с учителем программе, в то время как тот готовит к занятиям другую группу. Или наоборот: учитель ведет урок в медиатеке, а ее сотрудники работают с оставшимися. Делается поправка на возраст детей - скажем, пятиклашки сидят за компьютером не более 20 минут.
Занятия идут практически по всем предметам, хотя и неравномерно: программ все же мало.
В медиатеку дети приходят обычно после уроков - готовить доклады, рефераты, работать в Интернете над сетевыми проектами, сверстать школьную газету, сделать монтаж видеоновостей гимназии или просто пополнять свои знания. Есть чем заняться и учителям.

ПРОБЛЕМЫ

Основной парк медиатеки - это один из трех компьютерных классов, добытых гимназией несколько лет назад. Летом 1996 года в рамках городской программы Департамент образования Москвы выделил один мультимедийный компьютер и один модем. Все остальное приобретается с помощью спонсоров. Искать их помогает попечительский совет школы. Не последнюю роль играет и активность директора школы.
И еще. В штатном расписании школы нет сотрудников медиатеки. Как же привлекать специалистов? Вечно рассчитывать на энтузиазм? А чтобы это новое направление работало как следует, нужен еще и зам. директора по информатизации (или медиатизации?). Так что проблема это - государственная.

Материал из журнала "Медиатека" №1

Я в критические дни
Применяю медиа.
Эти средства хороши,
Где бы только их найти?

Для учителя предлагается информация об учебных материалах: книгах, видео, аудиопродукции, компьютерных программах, компакт-дисках.