Николай Иванович Чимша-Гималайский


Николай Иванович, как ему кажется, счастливый человек.

    Третий рассказ чеховского цикла 1898 года - "Крыжовник".
    Главный вопрос, который ставится в этом произведении перед его героями и перед читителем,- вопрос о счастье. Что такое счастье? Возможно ли оно для человека? Рассаказанная Чеховым история о чиновнике казенной палаты Николае Ивановиче Чимше-Гималайском и помогает ответить на эти вопросы. Николай Иванович, устав от изнурительной службы, мечтает скопить деньги и на них купить имение, и непременно с садом, в котором будет расти крыжовник. Крыжовник становится для Николая Ивановича своеобразным символом, вещественным воплощением его мечты о счастье. Жить вдали от городского шума и на своей земле тихо наслаждаться счастьем - вот о чем помышляет Николай Иванович.
   Он осуществил свою мечту он купил имение. У него есть собственный дом, своя земля, и на этой земле растет крыжовник. Но что представляет собой в действительности с таким трудом обретенное счастье Николая Ивановича?
    Повествователь Иван Иванович, посетивший брата в его имении, так рассказывает о том, что он увидел: "Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получив то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой. К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию. Особенно тяжело было ночью. Мне постлали постель в комнате рядом с спальней брата, и мне было слышно, как он не спал и как вставал и подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке. Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила!" И, разъясняя это, высказывает далее мысль неожиданную, сильную в своей оригинальности и нравственном величие: "Счастье нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!"
    По глубине и своеобразию мысль, которой завершается повествование в рассказе "Крыжовник", истинно философская. В своих рассказах 90-х годов Чехов выступает как художник-мыслитель, философ. Говоря о позднем творчестве Чехова - в частности, и о "Крыжовнике",- современный Чехову критик А. Измайлов писал, Что у Чехова "объективное, спокойное изображение действительности уступает место тревожному философскому обсуждению зол жизни, выступает на сцену не факт, но философия факта".

Назад, на биографию