Хочу шагать в ногу со временем!

Четверг, 14 Янв 2010 11:15

C 19 октября по 21 декабря 2009 года проводилось дистанционное обучение школьных библиотекарей по курсу “Я учусь работать в блоге!”. Елена Ястребцева подводит его итоги…
smile
«Важно сломать некоторую стену -
библиотека в школе чаще всего стоит особняком,
вместо того чтобы быть центром »

«Библиотекарь сегодня должен
перейти от учётной деятельности к творческой »

Содержание:
I. Изменение статуса меняет требования к личности школьного библиотекаря
II. О территориальном охвате участников обучения
III. Хочу шагать в ногу со временем! - Мотивация библиотекарей к обучению
IY. Формы, методы и инструментарий обучения
Y. Основные выводы по некоторым содержательным обсуждениям:
Y.1. Библиотека и библиотекарь в условиях Национальной стратегии «Новая школа»
Y.2. Новый стиль поведения библиотекаря
Y.3. Блог - основа для взаимодействия с педагогами и учащимися
YI. O чем библиотекари писали в своих блогах …
YII. “Свобода разума», или Мнения участников об обучении
YШ. Главное, что поняли школьные библиотекари в процессе обучения
IX. Таким образом…

I. Изменение статуса меняет требования к личности школьного библиотекаря

При поддержке Координационного Центра Национального Домена сети Интернет (RU) и Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) специально для библиотекарей школ сотрудниками «Школьного сектора» Ассоциации RELARN и лаборатории «Школьная медиатека» ИСМО РАО было инициировано проведение дистанционного обучения “Я учусь работать в блоге”

Авторами и ведущими данного обучения выступили Людмила Рождественская (г.Таллин, Эстония, 1-4 модули) и Елена Ястребцева (г.Москва, 5-9 модули).
В процессе обучения большую помощь оказывали сетевые модераторы и авторы многих учебных материалов (”обучалок”) Вера Короповская (г.Мурманск) и Оксана Петрова (г.Псков).

Основной целью обучения по курсу явилось создание и развитие профессиональных блогов, как инновационного средства ИКТ, совместная разработка моделей их использования в образовательной и библиотечной практике.

Задачи, которые решались в процессе обучения:
* освоение библиотекарями школ новых интернет-инструментов и сервисов Веб 2.0;
*решение профессиональных проблем, связанных в первую очередь с привлечением возможностей Интернета к привитию интереса школьников к чтению, с пониманием путей развития информационной культуры участников педагогического процесса в школьной библиотеке;
* формирование сетевого сообщества школьных библиотекарей-блоггеров.

Через списки рассылки «Школьного сектора» и РШБА были разосланы приглашения всем заинтересованным библиотекарям школ, готовым выступать в самом ближайшем будущем в новом статусе - “библиотекарь-педагог информационной культуры”. Ранее о возможном изменении статуса было сообщено сотрудником Министерства образования РФ на библиотечном Форуме, проводимом РШБА в 2009 году. Это породило много вопросов у школьных библиотекарей, лицом к лицу столкнувшимся с проблемой освоения новейших технологий в библиотечном деле, с пониманием того, что же такое информационная культура участников педагогического процесса, как она связана с сетевыми технологиями и что именно в этом плане предстоит делать в самом ближайшем будущем библиотеке школы, чтобы соответствовать Национальной стратегии «Новой школы».

Оценивались в процессе обучения следующие виды деятельности участников
* авторский / коллективный блог библиотекаря (библиотеки), созданный в процессе обучения участником;
* результаты по каждому модулю в соответствии с заданиями;
* участие в обсуждениях по проблемам во FriendFeed.

II. О территориальном охвате участников обучения

К 19 октября 2009 года, моменту начала обучения, заполнили Google-анкету свыше 500 человек из различных регионов России, Украины, Белоруссии и Эстонии, что говорит о высокой востребованности среди библиотекарей школ в подобном обучении.
Кроме школьных библиотекарей, записались на обучение библиотекари детских библиотек, студенты и аспиранты, занимающиеся проблемами блогов и социальных сервисов Веб 2.0 в библиотечной сфере.


Москва и Московская область 112, Северная Осетия Алания 59, Самарская область (+ Тольятти) 39, Свердловской обл. 28, Тюменская область ХМАО-Югра 21, Бурятия 20, 20 Краснодарский край, Красноярский край 18, 17 Марий Эл, Кабардино-Балкария 15, Калужская область 11, Ставрополь 11, С-.Петербург, Ленинградская область 10, Удмуртия 13.

Также записались на обучение библиотекари из школ следующих регионов: Алтайский край, Амурская область, Астраханский край, Башкортостан, Белгородская область, Великий Новгород, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Иркутская области, Калининград, Карелия, Кемеровская область, Киров, Костромская, Липецкая, Магаданская , Нижегородская, Новосибирская, Омская области, Орел, Пенза, Пермский и Приморский край, Псковская, Ростовская, Рязанская, Смоленская области, Сочи, Татарстан, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская области, Хабаровский край, Челябинск, Чувашия, Ненецкий автономный округ

В процессе подготовки к обучению в нулевом модуле в Google-группу «Библио-СМИ»Зарегистрировалось на обучение 240 человек, 85 из которых создали свои блоги и 56 из 26 территорий - завершили дистанционное обучение по курсу и получат Свидетельства об окончании от РШБА и Координационного Центра Национального Домена сети Интернет (RU): Самарская область (8 - чел.) , Московская область (7), Ставропольский край (5), Татарстан (4), Псковский край (3), Москва (3), Костромская область (3), Краснодарский край (3), Свердловская область (2), Удмуртия (2 ), а также - по одному представителю из Алтайского, Красноярского, Пермского, Хабаровского краев, Иркутской, Ленинградской, Орловской, Новосибирской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Тюменской, Челябинской областей, Республики Марий-Эл, Ненецкого Автономного Округа и Эстонии.

Среди причин того, что многие желающие обучаться по курсу не смогли этого сделать, известны - отсутствие компьютера и доступного Интернета в ежедневном использовании, недостаточно навыков систематической самостоятельной работы с компьютером, психологические трудности постоянно быть «на виду» со своими ошибками и недочетами.

III. Хочется шагать в ногу со временем! - Мотивация библиотекарей к обучению

“Библиотекарь, иди в ногу со временем.
Не плетись в хвосте у молодого племени!
(Любовь Брюхова, участник
шутливого конкурсаслоганов
среди библиотекарей-участников обучения)

Анализ регистрационной формы, которую заполняли в начале курса все желающие обучаться, выявил мотивацию библиотекарей в связи с освоением Интернет-технологий, которую в обобщенном виде можно обозначить следующим образом:

  • повышение информационной компетентности в условиях современных требований к работе школьного библиотекаря
  • практическое применение блога и социальных сервисов Веб 2.0 в работе школьной библиотеки / медиатеки / библиотечного информационного медиацентра
  • создание большей интерактивности в процессе формирования читательской культуры школьников разного возраста
  • повышение эффективности работы библиотекаря в блоге и с социальными сервисами Веб 2.0 с разными группами участников педагогического процесса (школьниками, в том числе, детьми с ограниченным интеллектуальным развитием, педагогами-предметниками и родителями)
  • проведение дистанционных занятий по информационной культуре для старшеклассников
  • ведение электронного учета фондов через блог
  • соблюдение авторских прав в работе школьной библиотеки в Сети Интернет
  • научение безопасному поведению школьников в Интернете
  • развитие территориальных сетевых представительств школьных библиотек
  • организация неформального профессионального общения в Сети Интернет
  • преобразование школьных библиотек в современные медиатеки / медиацентры / библиотечные информационные центры образовательных учреждений

Библиотекари школ также хотели бы получить ответы на вопросы, не имеющие прямого отношения к содержанию данного обучения. Сегодня их волнуют вопросы, связанные с нормативными документами по развитию на базе библиотек школ библиотечных информационных медиацентров, с новыми должностными обязанностями и аттестацией библиотекаря-педагога информационной культуры, путями «защиты» / утверждения у администрации школы программ работы по информационной культуре с учащимися всех возрастов и преподавателями-предметниками “, как и когда будут пополняться библиотечные фонды?”, “как работать с профессиональной программой МАРК-SOL?”, “почему начались сокращения школьных библиотекарей”? и др.

Но главным в мотивации к обучению работе в блогах и социальным сервисам Веб 2.0, на наш взгляд, явилось следующее (сформулировано одним из участников): «Хочется шагать в ногу со временем, расширить свои профессиональные возможности, посмотреть и перенять опыт более прогрессивных коллег»

IY. Формы, методы и инструментарий обучения

Вставь bibbl.us СВох и YouTube,
Тогда все поймут: “А он ведь не глуп!”
(Helenka64, Участник шутливого конкурса слоганов
среди библиотекарей-участников обучения)

Материалы модулей.
Всего в дистанционном курсе девять модулей, в содержании каждого содержится:

  • перечень «ожиданий» участников (взято из регистрационной анкеты),
  • последовательность действий участников в данном модуле,
  • сформулированные задачи модуля, поставленные авторами перед участниками обучения,
  • ссылки на полезные рабочие материалы ( «обучалки» в виде презентаций и / или видеороликов) для самостоятельного освоения.

Основной материал каждого модуля связан с блогом, как сквозной темой всего курса.

Учебные материалы ( «обучалки»).
Авторами и модераторами дистанционного курса заранее были размещены в открытом доступе учебные материалы в виде презентаций и / или видеороликов. Многие «обучалки» были созданы ранее участниками предшествующего обучения педагогов-участников конкурса «БлогоРазумие», проводимого компанией Intel и любезно предоставленные новым обучающимся, а многие - модераторами обучения в процессе самого обучения по мере осознания того, в чем возникает недопонимание у участников обучения.
Участники обучения пошагово, опираясь на инструкции в «обучалках», продвигались по Модулям, самостоятельно осваивая сервисы, отражая их в своих блогах и оставляя там свои впечатления об освоенном. По мере продвижения по модулям эти учебные материалы дополнялись новыми, которые создавались как модераторами, так и самими участниками обучения.

Анкетирование участников.
Было проведено два анкетирования. Первое, регистрационное было организовано для выявления потребностей участников в данном обучении. Анализ этой анкеты позволил авторам и модераторам обучения в каждом модуле работать над ответами на наиболее важные сформулированные там вопросы.
Второе, завершающее анкетирование участников обучения проводилось для понимания авторами и модераторами курса перспектив и направления дальнейшей корректировки содержания дистанционного курса для школьных библиотекарей. Были проанализированы ответы на вопросы, связанные с тем, какой опыт приобрели библиотекари, какие сервисы показались полезными / бесполезными для работы библиотеки школы, что усовершенствовали бы в самом курсе:

  • Что выберем для своей работы из тех сервисов Веб 2.0, которые освоили в процессе обучения?
  • Любимые / нелюбимые сервисы
  • Какой опыт приобрели в процессе обучения?
  • Что усовершенствовали бы в этом дистанционном курсе?

Google-группа “Библио-Media”
Была открыта для собственно обучения библиотекарей школ и вопросов по ходу обучения, связанных с содержанием и технологиями. Группа имела открытый доступ все время проведения обучения, что позволило наблюдать за ходом обучения большому количеству заинтересованных лиц, не задействованных в собственно обучении.

Во FriendFeedе была открыта «Комната сборки» сообщений из созданных библиотекарями блогов.
Эта «комната» являлась также местом для общих содержательных дискуссий и индивидуальных комментариев каждого участника

Блог «Медиатека школы»
В блоге автора и модератора Е. Н. Ястребцевой отражался ход обучения, размещались краткие отчеты по Модулям курса. Это позволяло участникам и читателям блога-библиотекарям школ, не принимающим непосредственное участие не только следить за ходом обучения, но и самостоятельно осваивать понравившиеся сервисы Веб 2.0

Сервисы и инструменты Веб 2.0.
В самом обучении участники группы приобрели необходимый современному школьному библиотекарю опыт работы в новой для себя среде - блогосфере:

  • научились создавать Goggle-аккаунт.
  • приобрели умения работать с блогом на платформе Blogger.com, познакомились и с другими платформами для блогов.
  • создали свои визитки-презентации, используя сервис SliedeSharе.
  • разобрались с возможностями использования RSS-аггрегаторов для выстраивания систематического чтения библиотечных блогов.
  • научились проводить анкетирование в своих блогах.
  • исследовали сервис Picasa и научились хранить изображения, многие сфотографировали свою библиотеку и разместили лучшие фото в коллективном фотоальбоме в Picasa “Великие идеи для дизайна библиотеки” Нашей новой школы.
  • полюбили YouTube, позволивший им скачивать и размещать в блогах видеоролики, сохранившие образы и голоса писателей и поэтов.
  • научились создавать интеллектуальные карты в Dabbleboard по важным библиотечным вопросам.
  • узнали немного о технологии вики, открыв новые способы организации работы по созданию сетевых газет и журналов с помощью сервиса WikiwaLL.
  • с сервисом СВох и FriendFeede и поняли, что конкретно из социальных сервисов способствует выстраиванию интерактивности в своем блоге
  • а с аудиоподкастами - как можно интересно организовать работу со школьниками по развитию навыков хорошего чтения.
  • узнали о том, что такое хэштеги (специальные метки во Ф.Ф., вот такие - #) и чем они отличаются от просто тегов (ярлыки).
  • с сервисом eBdb - научились проводить грамотный поиск книг в электронных библиотеках,
  • а в Google-книге научились собирать свои любимые книги, формируя библиотечку,
  • смогли дополнить БобрДобр закладками со ссылками на самые полезные интернет-ресурсы.
  • на Google-карте «Школьные библиотеки» оставили «метки» о своем блоге и о своей библиотеке.
  • освоили сервисы сбора и анализа статистики блогов.
  • научились работать с Google-документами.
  • Даже научились сетевым шуткам с сервисом Voki - размещать «свое» смешное изображение и добавлять интересную аудиозапись к аватарке в своем блоге.

… И это далеко не все, чему обучились школьные библиотекари в процессе дистанционного обучения по курсу «Я учусь работать в блоге». Вот лишь несколько ссылок на индивидуальные и коллективные формы работы с социальными сервисами участников обучения:

Но, как оптимистично написала одна из участниц в завершающей анкете: «Это только начало! Дальше будем осваивать все самостоятельно!»
Просмотреть Школьные библиотеки на карте большего размера

Открытые дискуссии.
Вопросы, которые были предложены к обсуждению группе, являются важными на этапе пересмотра статуса школьного библиотекаря. В основном, тематика дискуссий была предложена по результатам первого анкетирования. Одновременно при проведении дискуссий преследовалась цель закрепить навык использования сервиса для коллективного общения (машап-сервис) и подтолкнуть участников обучения к большей открытости в сетевом общении:

Подборки материалов. Библиотекари, осваиваясь в Сети, в ходе обучения делали подборки лучших книг, музыкальных записей, иллюстраций к книгам и делились ими со своими коллегами:

Skype-конференция.
Подобная форма коллективного обсуждения проблем - явилась новой для школьных библиотекарей. Протокол заключительного Skype-чата отразил представления библиотекарей школ об организации в библиотеке занятий по информационной культуре школьников. Участники смогли освоить еще один интерактивный инструмент для возможного выстраивания работы с родителями и школьниками по актуальным для библиотеки вопросам.

Вебинар
Был проведен для школьных библиотекарей РШБА по теме: “Проблемы школьных библиотек и возможные пути их разрешения” по завершении обучения. Он проводился с целью демонстрации участникам курса-школьным библиотекарям возможностей сетевого сообщества, способного не только выявлять проблемы, но и предлагать пути их разрешения. Кроме того, вебинар преследовал своей целью продемонстрировать новые возможности для проведения занятий по информационной культуре с педагогами и школьниками образовательного учреждения.

Y. Основные выводы по некоторым содержательным обсуждениям:

Несмотря на то, что все дискуссии, которым в обучении отводилось важное место, были очень интересными - в каждой из них участники обучения приводили «живые» примеры своего собственного опыта, называли болевые точки библиотечного дела в образовательных учреждениях, откровенно делились своими размышлениями по поводу улучшения ситуации, для выводов мы выбрали несколько тем, на наш взгляд, наиболее важных в условиях грядущих перемен в школьных библиотеках. Речь идет о роли библиотекаря школы, необходимости перемен в них самих, о новых услугах, предоставляемых участникам педагогического процесса, о новых условиях развития самих школьных библиотек, о возможностях более тесного взаимодействия с педагогами-предметниками.

Y.1. Библиотека и библиотекарь в условиях Национальной стратегии «Новая школа»

“Библиотекарь, учи теги –
Дадут ускорение при БЛОГ-разбеге! ”
(KoshkaNAO, Участник шутливого конкурса
слоганов среди библиотекарей,
участников обучения)

Тема дискуссии «Проблемы библиотек в условиях национальной стратегии «Новая школа» оказалось одной из наиболее болезненных для библиотекарей, оказавшихся сегодня (за последнее десятилетие) в сложной ситуации существенного ухудшения положения дел с библиотеками школ - речь идет и о роли библиотеки в образовательном процессе, и о статусе библиотекарей. Горячо и с болью проходило это обсуждение. Процитируем одну из участниц обучения Ольгу Подъяпольскую, слова которой отразили во многом мнение некоторых участников обучения: «… В том виде, в каком существует школьная библиотека сегодня, она не может качественно помочь современному ученику, учителю, родителю … И изменять эту ситуацию должны сами библиотекари … Опыт работы с работниками школьных библиотек показывает, что ветхость «в головах» преодолеть очень сложно (в некоторых случаях просто безнадежно, работает подход «а зачем мне нужны лишние сложности?»). И все новые технологии организации работы принимаются «в штыки» … И объективных причин много. Но, коллеги, пока мы не поймем, что часть проблемы в нас, что мы должны стать конкурентоспособными, должны пересмотреть организацию нашей работы в контексте развития современных технологий, наш статус не изменится. И перспектив развития у школьной библиотеки будет, к сожалению, немного … »

Другой взгляд, разделяемый многими участниками обучения, на ситуацию со школьными библиотеками России высказала Любовь Брюхова: “По моему мнению - ветхость” в головах “не у библиотекарей, а у властей. Я согласна, что кадры решают многое, но, увы, не всё ! Ещё больше решает внимание государства к какой-то отрасли или проблеме - тогда сразу все сложности решаются. И я не знаю примеров, когда безнадёжно отсталые кадры помешали бы развитию чего-либо, если на то была государственная воля (нанотехнологии, теннис, горные лыжи , олимпиада, президентская библиотека - список можно продолжить). Но, зато, у меня масса примеров, когда библиотекари хотят развиваться и работать по-новому, а условия не позволяют. И иллюстрацией этого служат, как раз, наши курсы. Много человек записалось, т.е. желание осваивать новое у библиотекарей было! Не было: доступа в интернет в библиотеке, скоростной “выделенки”, времени в течение рабочего дня. Почему, чтобы современно работать и повышать квалификацию, надо быть героем, преодолевающим трудности и грудью пролагающим дорогу к светлому будущему школьных библиотек? Права Ирина Коткина - “грудь уже в мозолях”! И, хотя, я сама трудоголик и помешана на своей работе, я не думаю, что надо требовать от всех школьных библиотекарей страны, чтобы они после работы до ночи сидели дома за компьютером, отбирая это время у своих близких и подрывая своё здоровье. Сколько можно требовать от людей работы на износ, не предлагая за это достойной оплаты? Сколько лет можно говорить: “От вас зависит развитие школьных библиотек” - без всяких материальных вливаний на развитие этих библиотек? Сколько можно отдавать всё на откуп местным нищающим с каждым годом властям? “!

Вопросы создания / развития на базе школьных библиотек библиотечных информационных медиацентров волнуют образовательную общественность уже без малого 20 лет - от полного неприятия ( «библиотека только с книгой!») До мощного развития идеи (Интранет-Интернет школы с ядром в виде библиотечного информационного медиацентра). С начала 90-х годов во многих школах России существуют медиатеки / медиацентры / библиотечно-информационные центры и пр., в которых нет разделения между библиотекой и медиатекой. Как правило, именно в таких школах все компьютеры объединены в единую локальную сеть с выходом в Интернет, именно здесь развивается Интранет, наполняясь (накапливаясь) хорошими сетевыми ресурсами для обучения и воспитания подрастающего поколения. Здесь библиотека и библиотекарь полноценно включены в образовательный процесс. Сами директора школ инициируют создание таких подразделений, и штаты достаточные выделяют, и достаточное место находят для самостоятельных занятий школьников и педагогов, и сотрудники школьных библиотек - являются полноценными членами педагогического совета.

Участники обучения четко обозначили ситуацию, сложившуюся с весьма различным существованием библиотек в различных школах. Библиотекари школ - участники обучения едины в том, что нет смысла отделять библиотечные фонды от фондов медиаресурсов, библиотека и медиатека - единое целое. Во многих школах коллекция компакт-дисков «осела» в кабинетах информатики и затем «разошлась по рукам», найти сейчас уже что-либо трудно. В школах с проявлением электронных ресурсов и необходимости работы с Интернет-ресурсами возникает проблема их учета, порядка выдачи, использования, списания, создания рекомендательных списков. Обучение работе с ними - задача библиотекаря - педагога информационной культуры, который тесно работает с педагогами-предметниками. Но понимание этого библиотекарями школ упирается в неразработанные / неутвержденные управлениями образования и Министерством образования нормативные документы. Любые попытки директоров школ придать библиотеке статус информационного центра с соответствующим штатом (даже из надтарифного фонда), получают как правило, отказ со ссылкой на Типовое положение. Участники обучения и в дискуссиях, и в скайп-конференции, и в вебинаре подчеркнули важность подготовки и утверждения Министерством и ведомствами соответствующей нормативной документации

Y.2. Новый стиль поведения библиотекаря

Библиотекарь, создавший сайт или блог,
Сервисы Web 2.0 постигнуть смог.
100% - оценит интернета роль,
тогда осилит и Web 3.0!
(Елена Белан, Участник шутливого конкурса слоганов
среди библиотекарей-участников обучения)

Тема дискуссии “Надо ли что-то изменить в программе занятий со школьниками по развитию информационной культуры в библиотеке?” вызвала живой интерес со стороны участников обучения. Они считают, что профессия библиотекаря школы сегодня сознательно принижается. В дискуссии они делились своими сомнениями по поводу того, что существующие библиотечные программы скорее отвечают преподаванию библиотечных уроков, а не информационной культуры. Писали о том, что понятие информационная культура состоит из нескольких составляющих - библиотечно-библиографической культуры, компьютерной грамотности, культуры использования интернет и медиаресурсов, сетевой культуры. Отмечали, что необходима специальная работа со школьниками по безопасности в Интернете, о соблюдении авторских прав при размещении тех или иных материалов в Сети. Подчеркнули необходимость обязательного письменного согласия родителей на работу детей в Интернете в школе.

Говорили о том, что в процессе занятий по информационной культуре библиотекарю необходимо особое внимание обращать на активные и интерактивные методы работы со школьниками. Отметили удобство блога как среды / инструмента для организации и проведения проектной деятельности о школьниками в сотрудничестве с педагогами. Пришли к выводу, что, возможно, занятия по информационной культуре - это не отдельный курс, а его содержание “может имплицитно присутствовать при знакомстве детей с разными источниками информации вне специального курса”, что библиотекарям хотелось бы иметь новый стандарт проведения библиотечных уроков, где присутствовало бы изучение информационной грамотности для учащихся по возрастным группам, что одному библиотекарю не осилить курс информационной культуры с учащимися 1-11 классов, поэтому нужно работать совместно с учителями, что использование новых средств в библиотечной работе “, когда мы постоянно добавляем и видоизменяем сетевое содержание, приучает нас к новому стилю поведения “.

Y.3. Блог - основа для взаимодействия с педагогами и учащимися

Садись за компьютер, осваивай блог.
Тогда ты будешь и царь, и Бог!.
(Елена Качева, Участник шутливого конкурса слоганов
среди библиотекарей-участников обучения)

Участники обучения в дискуссиях высказались о необходимости более тесного взаимодействия школьной библиотеки с педагогами-предметниками. Некоторые отметили, что типичной является ситуация, когда педагоги, работающие по проектной методике, позволяющей развивать информационную культуру школьников всех возрастов, как никакая другая методика, делают это, часто минуя школьную библиотеку: «У меня не получается совместная работа с учителем, если я берусь, то основная работа взваливается на меня »- мнение одного из участников дискуссии-школьного библиотекаря.

Размышляя о своей роли в этом союзе «библиотекарь-педагог», библиотекари сочли именно блог удобным местом для совместного с педагогами проведения проектов по предметам, для проведения собственных культурологических, краеведческих и др. Проектов со школьниками среднего и старшего возраста. В процессе совместного с педагогами-предметниками формирования у школьников информационной культуры через проекты, роль библиотекаря, по мнению их самих, заключается в следующем - через блог формировать подборку полезных ссылок для учителей-предметников и школьников, размещать материалы открытых уроков педагогов и свои собственные презентации, видео и аудиоматериалы по теме проекта. Библиотекари отметили важность выстраивания через блог библиотеки / библиотекаря диалога с читателями-школьниками посредством чата, анкет, размещения творческих работ школьников в виде аудиоподкастов, видеороликов, презентаций по результатам их проектной и исследовательской деятельности.
Интересной кажется мысль вовлечения в проектную деятельность, ведущуюся на блоге библиотеки, родителей школьников.
Участники обучения были единодушны в том, что совместную работу с педагогами над формированием и развитием информационной культуры школьников в блоге проводить удобно. Но эту работу надо начинать с разработки и утверждения на педсоветах совместных планов с учительскими МО, завучами. Администрации школ и всем тем, кто отвечает за техническое оснащение школьных библиотек и модернизацию системы образования, кому небезразлично качество знаний подрастающего поколения, необходимо обратить внимание на скорейшее разрешение проблем школьных библиотек.

YI. О чем библиотекари писали в блогах

Если тебе библиотекарь имя -
Блог укрепи постами своими!
(Елена, Участник шутливого конкурса слоганов
среди библиотекарей-участников обучения)

Среди созданных блогов есть блоги индивидуальные и коллективные,блоги библиотеки школы, блоги сетевых методистов, блоги проектов и личные блоги библиотекаря, блоги, адресованные коллегам библиотекарям школ, школьникам разного возраста (в том числе, малышам), учителям школы, родителям и просто любителям определенного жанра литературы.

Тематика текстов, освещаемая в своих блогах библиотекарями школ:

  • формирование фондов библиотек школ
  • безопасность школьников в интернете
  • соблюдение авторских прав
  • результаты исследований читательских интересов
  • семинары и конференции библиотечной направленности
  • книжные выставки
  • информационная культура личности
  • детские писатели
  • исторические личности
  • интересные книги
  • детское чтение
  • электронные библиотеки
  • история мировых библиотек
  • краеведение
  • пословицы и поговорки
  • памятные даты
  • конкурсы для школьников
  • др.

Виды материалов, размещаемых в блогах библиотекарей:

  • сценарии уроков (библиотечных и информационной культуры)
  • подкасты с записью известных чтецов и музыкальные
  • размышления
  • любимые поэтические строки
  • видеоролики о поэтах и писателях, праздниках, музыкальные, мультфильмы
  • викторины для школьников
  • анкеты для библиотекарей и школьников
  • фотогалереи
  • Google -карты
  • карты «ума»
  • ссылки
  • др.

Автор блога «Миры Библиотек» Любовь Брюхова организовала и провела в своем блоге интересный Конкурс библиотечных лозунгов, в котором приняли участие многие школьные библиотекари

YII. «Свобода разума», или Мнения участников об обучении:

  • Верю в себя!
  • Поняла, что могу сама во многом разобраться, поверила в себя
  • Исчезла боязнь публиковаться с Интернете
  • Повысилась самооценка …
  • Приобрела вместе со знаниями веру в себя, друзей-коллег, что грядут изменения в отношении к школьным библиотекам
  • Перерождение в профессии
  • Научилась осуществлять свои планы и идеи более современными методами…
  • Никогда еще не получала такого огромного количества полезной информации для работы, какую освоила на этих курсах
  • Узнала о разнообразии сервисов, получила новые знания
  • Появилось много идей, которые собираюсь воплотить
  • Могу предложить качественную помощь своим читателям
  • Полученные знания открывают новые перспективы в работе школьной библиотеки
  • Новый уровень мышления
  • Открыт новый мир!
  • Революция!
  • Колоссальный опыт!
  • Бесценный
  • Свобода разума

YIII. Главное, что поняли школьные библиотекари в процессе обучения

За несколько месяцев, в которые группа школьных библиотекарей обучалась работать в блогах, одновременно осваивая социальные сервисы Веб 2.0, библиотекари образовательных учреждений во многом разобрались, многое в библиотечном деле стало для них выглядеть иначе, чем прежде. И если совсем кратко охарактеризовать эти произошедшие изменения в них, то это может выглядеть следующим образом:

  • Мы стали интереснее в глазах других, чем раньше - мы научились это демонстрировать всему миру через свой блог.
  • Мы полюбили новые возможности Сети, потому что она открыла нам такие возможности для развития библиотечного дела, о которых мы раньше и не подозревали
  • Мы поняли, что учить школьников “поколения Google” читать книги и грамотно писать можно, в том числе, «говоря с ними на их языке», используя возможности социальных сервисов
  • Мы доказали всем - от директора до учащегося - что мы многое можем, что у нас есть огромный потенциал для формирования информационной грамотности всех участников педагогического процесса своей школы.
  • Мы осознали, в чем наша сила - во взаимодействии с коллегами и педагогами-предметниками, а также в поддержке друг друга.
  • Мы стали намного сильнее, чем были раньше, потому что мы теперь не одиноки.
  • Мы стали теми “вирусоносителями” в блогосфере, которые знания, полученные на курсе, размножат среди своих коллег - библиотекарей школ России

IX. Таким образом…

Таким образом, поставленные перед авторами / модераторами задачи дистанционного курса были решены. Библиотекари освоили ряд новых интернет-инструментов и сервисов Веб 2.0. Определили некоторые возможные пути решения наиболее важных на сегодня профессиональных проблем, главной из которых на сегодня является формирование информационной культуры участников педагогического процесса с использованием блога библиотекаря школы и социальных сервисов Веб 2.0. Во время обучения были созданы условия, в которых стало складываться сетевое сообщество школьных библиотекарей-блоггеров.

Для распространения сложившегося опыта и поддержки инновационных процессов участники дистанционного обучения школьных библиотекарей, проводимого с 19 окт. по 21 декабря 2009 г., предлагают:

  1. Министерству науки и образования, территориальным управлениям образования рекомендовать ускорить разработку нормативной документации современной школьной библиотеки образовательного учреждения, соответствующей статусу Национальной стратегии «Новой школы»
  2. Институтам повышения квалификации работников образования рекомендовать дистанционное обучение «Я учусь работать в блоге» к включению в программы повышения квалификации школьных библиотекарей
  3. «Школьному сектору» Ассоциации РЕЛАРН и РШБА продолжить ежегодное проведение конкурса библиотечных блогов, для чего привлечь к нему внимание федеральных и территориальных управлений образования
  4. РШБА рекомендовать разместить и систематизировать блоги по тематике и направлениям на Информационном портале школьных библиотекарей России
  5. Распространить информацию о проводимом обучении через сетевые образовательные сообщества (Школьный сектор, ITN, Intel, Началка.com, Педсовет.org и др.)
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.