Дипломы “Школьного сектора” - завершившим обучение по курсу “Детские библиотеки в вики-проектах”

Вторник, 27 Дек 2011 4:18

d09cd0b0d181d182d0b5d180-d0bad0bbd0b0d181d181_d091d0b5d0bbd0b0d0bd
Дипломами от “Школьного сектора” Ассоциации РЕЛАРН награждены участники обучения-детские и школьные библиотекари и педагоги, успешно завершившие дистанционное обучение по курсу “Детские библиотеки в вики-проектах”…

C 17 октября по 20 декабря 2011 года проводилось дистанционное обучение детских библиотекарей и педагогов по курсу “Детские библиотеки в вики-проектах”. Подводим его итоги…

Авторами и кураторами-преподавателями данного обучения выступили координаторы “Школьного сектора” Ассоциации РЕЛАРН к.п.н. Елена Ястребцева (Москва) и к.п.н. Вера Короповская (Мурманск).

«Речь в данном курсе идет не об обучении тому, как использовать особенности цифровых инструментов. Речь идет не о социальных сервисах и медиа. Речь идет не о новых средствах массовой информации, дополненной реальности или облачных вычислениях. Речь идет о нашей способности понять, куда, когда и как мы движемся в постоянно меняющейся и развивающейся мета-грамотности среды.” (Джуди ОэКоннел, австралийский библиотекарь-педагог)

Содержание:
I. Об обучении библиотекарей, работающих с детьми и подростками
II. К портрету участника обучения по курсу Детские библиотеки в вики-проектах
III. Мотивация библиотекарей к обучению
IY. Формы, методы и инструментарий обучения

  • Материалы модулей
  • Учебные материалы ( рекомендации и «обучалки»)
  • Анкетирование участников в гугл-документе
  • Обсуждения во FriendFeede
  • На вики-страничках участники обучения обсуждали:
  • Сервисы и инструменты Веб 2.0.
  • Skype-конференция
  • Вебинары
  • Мастер-классы

Y. Вики-проекты, разработанные библиотекарями в рамках обучения
YI. Мнения участников об обучении
YII. Главное, что поняли библиотекари в процессе обучения
YIII. Таким образом…

I. Об обучении библиотекарей, работающих с детьми и подростками

При поддержке Фонда Прохорова, предоставившего Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М.Горького грант на развитие библиотекарями сетевых проектов с детьми и подростками-читателями (октябрь-2011-сентябрь 2012 года), был разработан и проведен в вики-среде “Wiki.SibiriaDa” специально для участников проекта “Дети пишут историю” из числа библиотекарей и педагогов-краеведов, дистанционный курс “Детские библиотеки в вики-проектах”

Основной целью обучения по курсу явилось создание условий для развития у библиотекарей и педагогов-краеведов специальных компетенций, востребованных в связи с появлением возможностей решать необходимые на сегодня профессиональные задачи, направленные на развитие у детей, подростков и молодежи - читателей и посетителей библиотек самостоятельной позиции, стремления к саморазвитию, участию в деятельности реальных сетевых сообществ, члены которого разделяют общие интересы в определенной области деятельности и стремятся работать вместе.

Задачи, которые решались в процессе обучения:

  • освоение библиотекарями и педагогами -краеведами, работающими с детьми и подростками новых интернет-инструментов и сервисов Веб 2.0, размещение созданных материалов в вики-среде;
  • решение профессиональных проблем, связанных в первую очередь с осуществлением осознанного выбора различных форм и методов с применением Интернет-сервисов и инструментов Веб 2.0 к привитию интереса детей и подростков к чтению, с пониманием путей развития их информационной культуры, к организации их эффективной исследовательской и творческой деятельности в вики-среде
  • формирование сетевого сообщества библиотекарей, работающих с детьми и подростками

Оценивались в процессе обучения следующие виды деятельности участников:

  • результаты освоения сервисов и инструментов Веб 2.0 по каждому модулю в соответствии с заданиями;
  • разработка в процессе обучения участником вики-страницы личного портфолио Участника и вики-странички своей библиотеки, вики-газеты и вики-проекта краеведческой тематики с включением самостоятельных исследований детей и подростков-читателей;
  • размещение ссылок на создаваемые материалы в коллективном портфолио (вики-страницы) сообщества библиотекарей, обучающихся по программе курса
  • участие в обсуждениях по проблемам;
  • активность по привлечению детей и подростков-читателей к самостоятельным действиям в вики-среде в рамках предложенных конкурсов и проектов.

II. К портрету участника обучения по курсу Детские библиотеки в вики-проектах

К моменту начала проведения обучения (к 17 октября 2011 года) зарегистрировались на обучение 92 человека из сел и городов:

  • Новосибирск и Новосибирская область 50 чел.,
  • Красноярский край - 7 чел., Иркутская область - 3 чел..
  • Алтайский край - 3 чел.,
  • ХМАО ЮГРА - 3 чел.,
  • Кемеровская область - 2 чел.,
  • Свердловская область - 8 чел.,
  • Челябинская обл. - 1 чел.,
  • Камчатка - 1 чел.,
  • Амурская область - 2 чел.,
  • Тюменская область - 1 чел.,
  • Самарская область - 3 чел.,
  • Москва и Московская область - 2 чел.,
  • г.Орел - 2 чел.,
  • Ленинградская обл. - 1 чел.,
  • Белгород, Псков, Башкортостан - по 1 чел.

В процессе обучение до декабря 2011 года подключились еще 58 человек из различных регионов России и Эстонии. Кроме детских библиотекарей записались на обучение и школьные библиотекари. Всего записалось на курс 150 человек.

  • Новосибирск и Новосибирская область 18 чел.,
  • Красноярский край - 1 чел.,
  • Тюменская область - 2 чел.,
  • Свердловская область - 4 чел.,
  • Челябинская обл. - 1 чел.,
  • Омск - 2 чел.,
  • Ставрополье - 9 чел.,
  • Краснодарский край - 1 чел.,
  • Самарская область 5 чел.,
  • Волгоград - 1 чел.,
  • Якутск - 1 чел.,
  • Белгородская область 11 чел.,
  • Московская обл. 2 чел.

Среди желающих принять участие в обучении:

  • 74 чел.- составили детские библиотекари,
  • 49 чел. - школьные библиотекари,
  • 20 чел. - методисты,
  • 7 чел. - педагоги школ и колледжей.

Свое знакомство с социальными сервисами до момента начала обучения библиотекари и педагоги, предполагавшие обучаться, обозначили следующим образом:

  • 81% из них - уже умели до начала курса обучения размещать презентации, фотографии и видео в интернете
  • 50% библиотекарей уже вели (ведут) блоги, веб-сайты
  • 31% участников уже работали в интернете совместно с детьми и коллегами-библиотекарями/педагогами
  • 26% - умели создавать и обрабатывать опросы и анкеты
  • 19% имели представление о коллективном создании закладок на ресурсы интернет
  • 15% - уже создавали электронные “альбомы” и “книги” детского творчества
  • 15% - имеют опыт создания аудиоматериалов в интернете
  • 6% участников никогда в интернете до обучения не работали

К дате окончания курса (20 декабря 2011 г.) Дипломы получили 43 человека, успешно завершившие дистанционный курс обучения.

III. Мотивация участников обучения
Анализ специальной анкеты для приступивших к дистанционному обучению, которую заполнили в начале курса 108 человек выявил мотивацию библиотекарей в связи с освоением Интернет-технологий, которую в обобщенном виде можно обозначить следующим образом:

  • 80% библиотекарей основной целью своего обучения видят освоение новых интернет-сервисов
  • 72% - ставят перед собой цель овладеть в процессе обучения новыми формами работы с детьми
  • 70% - ждут саморазвития
  • 24% - главной целью обучения сочли получение документа по курсу
  • 85% библиотекарей хотят овладеть навыками эффективной работы в новой информационной среде (вики)
  • 69% хотят научиться разрабатывать и проводить сетевые проекты с детьми
  • 44% - хотят обменяться опытом работы с детьми в библиотеках с коллегами

По завершении обучения библиотекари и педагоги-краеведы планировали использовать следующие формы сетевой работы с детьми и подростками в своих библиотеках:

  • 79% библиотекарей запланировали проводить с детьми литературные, краеведческие проекты
  • 69% - предполагают организовывать в вики электронные выставки книг
  • 61% - хотят помогать размещать в вики-среде творческие работы детей в виде 3D-книг, альбомов и пр.
  • 60% участников выбрали бы для работы в вики-среде Интернет-викторины
  • 56% - обязательно будут проводить интернет-опросы и анкетирование читателей
  • 42% - будут создавать и размещать в сети интернет библиографические указатели и аннотированные списки литературы

Главным в мотивации к обучению работе в вики-среде и социальным сервисам Веб 2.0, на наш взгляд, явилось желание библиотекарей и педагогов разобраться в том, куда, когда и как двигаться в работе с детьми и книгой в постоянно меняющейся и развивающейся мета-среде, одной из платформ которой является вики-вики.

IY. Формы, методы и инструментарий обучения

Материалы модулей
Всего в дистанционном курсе “Детские библиотеки в вики-проектах” три модуля для дистанционного проведения в вики-среде и освоения участниками. Открытое размещение результатов образовательной деятельности на сайте Wiki.SibiriaDa позволило видеть, обсуждать и корректировать результаты других участников, а также стимулировать обучающихся к более успешному освоению содержания модуля.

  • Модуль 1: Портфолио библиотекаря проводился c 17 по 27 октября 2011
  • Модуль 2: Сервисы Веб 2.0 в работе библиотекаря - c 28 октября по 09 декабря 2011
  • Модуль 3: Вики-проекты для детей, подростков и молодежи, связанные с краеведением - c 09 по 20 декабря 2011

В содержании каждого модуля содержится:

  • последовательность действий участников в данном модуле,
  • сформулированные задачи модуля, поставленные авторами перед участниками обучения,
  • ссылки на полезные рабочие материалы ( рекомендации и «обучалки» в виде презентаций, видеороликов и/или текста в разделе Цифровое гражданство, Правила работы с вики) для самостоятельного освоения.

Основной материал каждого модуля связан с вики-страничками Участников, как сквозной темой всего курса.

Учебные материалы ( рекомендации и «обучалки»)
Авторами и кураторами-преподавателями дистанционного курса заранее (и по ходу проведения курса в соответствии с возникающими новыми запросами) были размещены в открытом доступе учебные материалы в виде презентаций, текстов и / или видеороликов.
Участники обучения пошагово, опираясь на инструкции в «обучалках», продвигались по Модулям, самостоятельно осваивая сервисы, отражая их на своих вики-страничках и оставляя там (В Обсуждении) свои впечатления об освоенном. По мере продвижения по модулям эти учебные материалы дополнялись новыми, которые создавались как модераторами, так и самими участниками обучения.

Анкетирование участников в гугл-документе
Было проведено несколько опросов участников обучения с помощью Гугл-анкет. Первое, регистрационное было организовано для выявления потребностей участников в данном обучении. Анализ этой анкеты позволил авторам и модераторам обучения в каждом модуле работать над ответами на наиболее важные сформулированные там вопросы.
Второе, было направлено на понимание участниками обучения того, что такое краеведение
В третьем анкетировании выяснились темы, которые явились бы предпочтительнее для проведения краеведческих сетевых проектов с детьми
Последнее анкетирование-опрос проводился по теме Полезное/бесполезное в дистанционном курсе “Детские библиотеки в вики-проекте” . Участники обсуждали это с использованием метода Эдварда де Боно “Шесть Шляп мышления”. Им предлагалось ответить на вопрос о том, с шести позиций. Проводился такой опрос для понимания авторами и кураторами-преподавателями курса перспектив и направления дальнейшей корректировки содержания дистанционного курса для библиотекарей, работающих с детьми и предполагающих использовать в своей работе социальные сервисы Веб 2.0. Были проанализированы мнения по вопросам, связанным с тем, какое чувство испытывают библиотекари по завершении курса, какой опыт приобрели, какие социальные сервисы, предложенные в рамках курса, показались полезными / бесполезными для работы библиотеки школы, какой видят работу с детьми и подростками с использованием сервисов Вб 2.0 в вики-среде.

Обсуждения во FriendFeede.

Здесь участникам обучения предложено было оставить свое мнение:

  • по поводу профессиональных задач библиотекаря/педагога, работающего с детьми, подростками и молодежью
  • по поводу использования сервисов Веб 2.0 в библиотечной работе
  • по поводу прочитанных книг и музыкальных произведений, ставя на общую “книжную полку” свою любимую книгу, музыкальную запись, называя любимого иллюстратора книг

На вики-страничках участники обучения обсуждали:

  • Безопасность детей в Интернете
  • Защиту авторских прав
  • Проведение биографического исследования в рамках вики-проекта
  • Подготовку материалов в рамках литературно-краеведческих вики-проектов
  • Создание вики-читательских дневников
  • Актуальность “Манифеста библиотекаря 2.0″ Лауры Коэн (Laura Cohen) в Анкете Готовы ли мы к переменам?

Сервисы и инструменты Веб 2.0.
В самом обучении участники группы приобрели необходимый современному библиотекарю и педагогу, работающим с детьми и подростками, опыт работы с социальными сервисами и в в новой для себя среде - вики-вики. Все создаваемые материалы с помощью социальных сервисов Веб 2.0 размещались именно на вики-страничках

  • научились создавать Goggle-аккаунт (для общения в гугл-группе ВикиСибириада)
  • создали свои визитки-презентации, используя сервис SliedeSharе или гугл-документ и разместили их на свои вики-странички Участника
  • научились создавать гугл-анкеты (напр., по авторскому праву для детей-читателей) и размещать их на вики-страничках своих библиотек
  • разместили библиотечные/литературно-краеведческие Вики-газеты и Читательские дневники с разнообразными материалами (видео, аудио, интерактивными плакатами, плейкастами, др.)
  • создали странички библиотек, в которых работают
  • разработали авторские Вики-проекты литературно-краеведческой направленности с акцентом на самостоятельные исследования детей и подростков
  • освоили Музыкальные открытки с использованием сервиса Playcast (плэйкаст)
  • Создали 3D- книги с помощью сервиса Calameo и ZooBurst
  • разработали для вики-проектов Ленты времени с помощью сервисов TimeRime и Dipity
  • создали или нашли в YouTube соответствующие содержанию вики-проекта Видеофрагменты
  • на Google-карте Детские библиотеки в вики -проектах разместили текст, фотографию, видеофрагмент о своих библиотеках
  • разработали для вики-газеты и/или вики-проекта Интерактивный плакат с аудиоподкастами, видео, текстам, ссылками и пр. в сервисе Glogstere
  • создали для вики-проекта Ментальные карты с помощью сервисов Mindmeister и MindMapping
  • научились создавать и вставлять баннеры на свои вики-странички
  • познакомились с сервисами чат Google Talk, Micropoll и FriendFeede для выстраивания интерактивности на вики-страничках с участниками вики-проектов
  • создали “облака” слов по прочитанным книгам с использованием сервиса Wordle, Imagechef.com, Tagxedo
  • научились создавать паззлы с помощью сервиса Jigsawplanet и размещать их в вики-проектах

Skype-конференция
Скайп-конференция проводилась по вопросам, связанным с организацией сетевого общения по книгам и чтению с читателями детьми и подростками. Участники обучения смогли освоить еще один интерактивный инструмент для возможного выстраивания работы с участниками вики-проектов.

Вебинары
В рамках обучения проведены два вебинара, один из которых был проведен для детских библиотекарей, разрабатывающих ментальные карты для работые с читателями. Он проводился с целью демонстрации участникам курса того что собой представляет ментальная карта в работе библиотекаря, как и для чего можно использовать ментальные карты в работе с читателями-детьми и подростками. Были приведены удачные примеры ментальных карт и проведен совместный анализ примера неудачной ментальной карты. Второй вебинар проводился по теме, связанной с организацией и проведением биографического исследования в рамках проектов. Участники вебинара разбиралсиь с тем, что такое биографическое исследование, из чего оно состоит, как можно использовать жизнеописание для популяризации истории места обитания.

Мастер-классы
В помощь библиотекарям и педагогам-участникам проекта в их проведении сетевых проектов литературно-краеведческой тематики с самостоятельными исследованиями детей и школьников-читателей библиотек были проведены в вики-среде Мастер-классы

  • Мастер-класс Оксаны Алексеевой “Электронный читательский дневник”
  • Мастер-класс Евгения Антропова Человек и место: Как проводить биографическое исследование
  • Мастер-класс Татьяны Рыженко “Литературиум: Разрабатываем и проводим сетевые литературные проекты”
  • Мастер-класс Елены Белан “Авторское право в современной детской библиотеке”

Y. Вики-проекты, разработанные библиотекарями в рамках обучения

  • Проект Дорога Жизни - от Ленинграда до Ладожского озера,автор: Алла Алексеева
  • Проект Ю.М.Магалиф/Материалы, автор: Оксана Алексеева
  • Проект Да не прервётся наша память, автор, Букреев Вячеслав Михайлович
  • Проект Анатолий Иванов / Материалы, автор: Елена Белан
  • Проект О Красном лесе замолвите слово, автор: Елена Белан
  • Проект П.П.Ершов/Материалы, автор: Ольга Бобок
  • Проект От малой родины - к большой России, автор:Галина Воднева
  • Проект Литературные имена в названиях улиц города, автор: Валитова Вера
  • Проект Юрий Чернов/ Материалы, автор: Светлана Гиндеберя
  • Проект Наш А.П.Чехов/Материалы, автор Елена Ермолова
  • Проект Василий Макарович Шукшин‎, автор: Елена Журба
  • Проект Достопримечательности города Бердска, автор: Заковряшина Галина
  • Проект Услышать боль каждого/Материалы, автор: Светлана Кадо
  • Проект Сокровища Каменного Великана/Материалы, автор: Елена Качева
  • Проект Белгород - Гордость России, автор: Участник:Колесникова Марина
  • Проект Музей сибирской старины, автор: Участник:Наталья Косинцева
  • Проект Я камчадал дальневосточник россиянин/Материалы, автор: Кубрак Наталья
  • Проект История села Новотырышкино в лицах, автор: Участник:Елена Кулешова
  • Проект: Неизвестный Ершов/ Материалы, автор: Светлана Ляхова‎
  • Проект Колыванью связанные судьбы: Поэтическое слово‎ Александра Плитченко, автор: Ольга Макарова
  • Проект Колыванский мятеж/ История края, автор:Максимова Надежда Викторовна
  • Проект Из под пера стихи рождаются/Материалы, автор: Участник:Наталья Морозова
  • Литературный проект За гранью фантастики, автор: Мусабекова Виктория
  • Проект М.А.Шолохов/Материалы, автор Соня Мусаева
  • Проект Былины древней Югры/Материалы, автор: Валентина Новоселова
  • Проект Чтобы свеча не угасла/Материалы, автор: Татьяна Новых
  • Проект Загадка русской души в творчестве Василия Шукшина/Материалы, автор: Олеся Нольфина
  • Проект Женщина из морского братства/Материалы, автор: Марина Орешко
  • Проект Культурная Белгородчина - детям, автор: Наталья Поршакова
  • Проект Не позволяй душе лениться/Материалы, автор: Панасенко Нина
  • Проект Большая любовь к малой родине, автор: Лилия Потеряева
  • Проект Они прославили Алтай/Материалы, автор: Ирина Рассохина
  • Проект Жизнью и судьбою стало Слово, автор: Рыбина Олеся
  • Проект-исследование Ехали в трамвае Ильф и Петров/Материалы, автор: Елена Сиркиз
  • Проект Е.К.Стюарт / Материалы‎, автор: Участник:Любовь Скороход
  • Проект Виктор Астафьев/Материалы, автор: Лариса Соломенникова
  • Проект Высшая поэзия Таисии Пьянковой/Материалы, ,авторСорокина Татьяна Александровна
  • Проект Русская классическая проза Елены Ткач, ,авторСосипатрова Ирина Васильевна
  • Проект Сергей Белоусов/Материалы, автор: Наталья Суркова
  • Проект Поэт земли Маслянинской, автор:Участник:Людмила Толстых
  • Проект Соколово, мое Соколово, автор: Наталья Троценко
  • Проект Орловец И.С. Тургенев/Материалы, автор Ирина Николаева Труфанова
  • Проект Соколово, мое Соколово, автор: Троценко Наталья Евгеньевна
  • Проект Вся жизнь один чудесный миг/Материалы, авторы Марина Фурман, Наталья Савинская
  • Проект Достопримечательности города Бердска, автор: Шамардина Маргарита
  • Проект Литературный калейдоскоп, автор: Елена Шевлякова
  • Проект С чего начинается Родина?/Материалы, автор: Елена Шувалова

YI. Мнения участников об обучении:

Чувства, возникшие после обучения у участников обучения по поводу возможности интеграции сервисов в библиотечную деятельность с детьми:

  • Новый уровень мышления
  • Интерес, восторг, удовольствие
  • Гордость за себя
  • Увлеченность, творчество
  • Желание поделиться с другими знаниями
  • Самоуважение
  • Осознание причастности к большому делу
  • Я все смогла!
  • Я все смогу!

YI. Главное, что поняли школьные библиотекари в процессе обучения
За несколько месяцев, в которые группа библиотекарей и педагогов, раюотающих с детьми и подротсками, обучалась работать в вики-среде, одновременно осваивая социальные сервисы Веб 2.0, библиотекари и педагоги во многом разобрались, многое в библиотечной работе с детьми и подростками-читателями стало для них выглядеть иначе, чем прежде. И если совсем кратко охарактеризовать эти произошедшие изменения в них, то это может выглядеть следующим образом (из заключительных мнений об обучении):

  • Мы понимаем, что основываясь на старых, традиционных методах работы, мы во многом топчемся на месте
  • Мы осознаем, что изменились наши пользователи, их запросы и требования
  • Мы стали обладателями некого инструментария, который позволит нам вернуть читателей в библиотеку, пусть даже и в виртуальную - ведь многие из них достаточно рано разочаровываются в возможностях “традиционной библиотеки”.
  • Мы осознали, что обслуживание выходит на совершенно другой уровень, начинается новый виток в библиотечном взаимодействии детей и взрослых. Удовлетворение и чувство самореализации в этом случае получают обе стороны.
  • Мы можем учить детей и учиться вместе с ними - это возможность творить по-новому, это воплощение неповторимых идей, неощутимых на вес, но вызывающих множество эмоций.
  • Мы можем выстраивать общение библиотекаря и читателя-ребенка на новом качественном уровне
  • Мы сами начинаем по-другому оценивать свою деятельность.
  • Мы заставляем нынешнюю молодежь “новым ” взглядом обратить внимание на “старые вещи”
  • Мы понимаем, что сетевые проекты, где дети создают сами новое знание, могут стать инструментом обучения детей информационной культуре и привлечения к чтению
  • Мы открываем двери своих библиотек и свои сердца для нового, интересного и неизведанного!
  • Мы становимся другими. Теперь мы вместе с читателями. Мы говорим на одном языке.

YII. Таким образом…
Таким образом, поставленные перед авторами / кураторами-педагогами задачи дистанционного курса были решены. Библиотекари освоили ряд новых интернет-инструментов и сервисов Веб 2.0. Определили некоторые возможные пути решения наиболее важных на сегодня профессиональных проблем, главной из которых на сегодня является формирование информационной культуры у детей и подростков-читателей детских и школьных библиотек с применением библиотечного/ литературно-краеведческого вики-проекта и социальных сервисов Веб 2.0. Во время обучения были созданы условия, в которых стало складываться сетевое сообщество библиотекарей, работающих в вики-среде, которые могут действовать совместно и творить будущее вместе со своими читателями -детьми и подростками

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.